Обычно, когда у вас мероприятие по типу "Посещение старшей школы", вы ожидаете. что вас отвезут в образцово показательную школу и старательно будут показывать только самое лучшее. Я, признаться, тоже так думала. Старшая школа Китамото оказалась совсем не такой. Уже на презентации мое внимание привлек тот факт, что в институт поступает только треть учеников. В моей школе этот показатель был близок к ста процентам, но в России вообще значение высшего образование слегка преувеличивается, поэтому я сначала подумала, что ну идут в техникумы, это тоже неплохо, а с экономической точки зрения так и вообще. Потом мы пошли осматривать школу. Здание очень старое, можно даже сказать обшарпанное. Новыми технологиями в учебе и не пахнет, в классах даже нет особенно компьютеров и уж тем более проекторов, а своим компьютерным классом, где компьютеров хватает на всех, они явственно гордятся. Во всем этом нет ничего плохого, просто почему-то от Японии ждешь каких-то удивительных технологий, а это была самая простая, обычная школа. И это было потрясающе интересно!
Никаких потемкинских деревень, дети были одеты в форму, но кое-как, болтающиеся галстуки, укороченные юбки, отсутствие пиджаков - все процветало. Мы проходили мимо классов. Из коридора хорошо просматривается весь класс, стена прозрачная. Многие дети просто спали и им не делали замечаний. Когда мы проходили мимо, соседи их будили, чтобы те попялились. Наше появление вызывало бурную радость в каждом классе, кроме рисования. Там мы откровенно мешали, поэтому быстро ушли оттуда. Зашли на физику, там показывали любопытный опыт, уложили парня на битое стекло, на живот ему положили лист фанеры, поставили кирпич и расколотили сильным ударом колотушки. Потом подняли со стекла - со спиной было все в порядке. Подопытному пришлось раздеться, что было проделано с энтузиазмом. Все-таки у японцев куда меньше заморочек на эту тему... или конкретно у этих школьников.
Потом у нас был обед вместе с учителями, но ничего особенно шокирующего мы не узнали. Разве что учительница английского была чудовищно напряжена - ей предстояло вести открытый урок. на котором будут те. для кого английский родной. Я бы тоже напрягалась. Особенно при том, что успеваемость явно не на высоте.
Открытые уроки - захватывающий опыт. Я была на уроке истории. Темой был Наполеон, и учитель ужасно увлекательно рассказывал. Что меня поразило, это отношения учителя с учениками. учитель - молодой парень по фамилии Амэкава. Так его вся школа называет Амэ-тян, я просто не знала, куда засунуть свой шок. Он начал урок с нескольких вежливых фраз, класс возмутился и велел ему вести урок как обычно.Он смутился и продолжил в чудовищно разговорном стиле. Даже при том, что урок был на японском, я поняла три четверти, что для меня довольно круто, все-таки терминологии много. Когда он начал подходить к войне 12го года, я прямо приготовилась. И точно - он спросил меня про погоду в России. Было совершенно очевидно, к чему он это, и я с удовольствием в красках рассказала про русскую зиму. После чего на вопрос почему Наполеон проиграл класс отвечал просто хором. Амэкава-сэнсэй им правда рассказал гораздо больше причин, зато про холод наглядно вышло. Я еще картинки показала, у меня с собой были. С одной стороны, удивительное панибратство шокировало, с другой, это было совсем не агрессивно, и я даже готова предположить, что так интереснее учиться. Но для Японии это диковато.
Третьей частью программы было общение с учениками. Нас разбили на группы, рассадили за столы и предложили общаться. к счастью. нам заранее сказали подготовить представление своей страны, поэтому начать было довольно легко. А потом уже разошлись. Вышло, правда, так, что в основном рассказывали мы, у нас в группе была очень активная девочка, задававшая миллионы вопросов. С ней было ужасно клево общаться. Все дети подрабатывают, может быть особенность региона, а может в целом по школам так. Причем серьезная работа типа помощников поваров, помощь на заводе и прочее. В целом, очевидно, что далеко не всем этим детям нужен институт, многие уже со школы вполне находят себе применение.
Потом были кружки, по которым нас водили дети. В основном в этой школе кружки спортивные. Мы немного повыпендривались с мечам в зале для кендо, пороняли парней на пол в дзюдошном. Посмотрели на теннис и начинающийся футбол. На футболе было очень мало народу и я спросила, где учитель. Мне сказали, что он обычно не приходит. Потом пошли в зал, где были баскетбол и бадминтон. Нас там очень радостно встретили и выдал всем желающим ракетки. Сто лет не играла в бадминтон. Было очень круто! С детьми тоже было очень легко общаться, они совершенно не напоминали трудных подростков, просто такие вот дети. Такая обычная школа.
Когда мы уезжали, было грустно. Они бежали за автобусом и махали. Когда спросили, не оставили ли мы ничего в школе, хотелось сказать - сердце. Они были ни разу не образцовыми, обычными нормальными детьми. У них старая школа на окраине, почти что в деревне, зато они могут называть учителя с уменьшительными суффиксами и быть собой. От прошлого посещения школы у меня осталось какое-то напряженное ощущение идеальности. Здесь не было ничего подобного, не было и напряжения. Если спросить меня, хотела бы я учится в такой школе - пожалуй, может, и хотела бы... Хотя от суперкрутой школы с международными связями не отказалась бы тоже. Но эта была такая... настоящая.