Еще в прошлом году сэнсэй сказала нам, что в субботу, 17го, у них церемония в Мэйдзи дзингу, куда мы можем прийти, если хотим. На каникулах я обнаружила под дверью записку про то, во сколько и где нас будут ждать. Я не знала, как другие, но когда так приглашают, не пройти казалось просто свинством. Тем более, все, что касается кюдо, для меня действительно уникальный опыт. Единственное, чем приходилось жертвовать - это возможностью выспаться, после сумо я ужасно устала и ничего не хотела, только лежать. Я вообще последнее время сильно устаю. Но выспаться я в этой жизни еще успею, а вот второй раз на такое мероприятие могут и не позвать. Так что я поехала.
В электричке прямо на нашей станции мы встретили сэмпая, так что дальше шли вместе и не заблудились. Пришли на 15 минут раньше. Было холодно, дул пронизывающий ветер. Но вокруг Мэйдзи дзингу (крупнейшего синтоистского храма в Токио) потрясающий парк с древними огромными деревьями, да и сам деревянный храм мне ужасно нравится. Огромные тории, вообще все гигантское, и толпы тоже... Сэмпай нас провел в павильон, где мы дождались сэнсэя. Он предложила нам сходить в хондэн вместе с процессией. Процессия уже выстраивалась. Нас тоже пристроили в хвост этой колонне, но все время меня не покидало ощущение, что мы там не при чем Все такие нарядные, участники церемонии в старинных костюмах, с луками, гости в кимоно и опять же строгих костюмах... и мы. Но ощущение причастности все равно было сильным, мы знали, что нам можно будет потом пройти за забор в огороженный двор и смотреть церемонию, куда не пускают посторонних. Церемония - последний ритуал встречи нового года, после нее все окончательно начинается.
После того, как мы с процессией вернулись в сансюдэн, где все проходило, нас действительно пропустили в небольшую калитку. Там, за забором, была поляна, с установленной огромной мишенью, на траве разложены циновки и шкуры, где рассаживались участники церемонии: лучники, их помощники, жрецы. Нас проводили к местам для зрителей и усадили на стулья. Я сидела в первом ряду, и поэтому если не смотреть назад, где сидели другие гости на современных стульях и в современной одежде, можно было перенестись в прошлое. Я не знаю, сколько лет этой церемонии, но по виду - бесконечно много. Эти шкуры на земле, белые одежды жрецов, широкие круги в качестве узоров на одежде участников... Хотя сами лучники тоже в белом - церемония. Среди лучников был и представитель нашего додзё, а наша сэнсэй была одним из организаторов. Но вернемся к церемонии.
Представьте себе - деревянный забор, небольшие строения храма, сосны, шкуры и все до одного в традиционных костюмах. Выверенные движения, даже взгляды. Идут лучники, за ними несут луки и стрелы. Рассаживаются. Одному человеку подносят огромную старую книгу и набор для письма - он будет записывать хронику. Первыми, как в ябусамэ, выходят лучники, стреляющие стрелой с наконечником, похожим на гуманизатор. Этой штукой разбивают деревянную мишень. Я не знаю точных названий и глубокого смысла, спрошу в следующий раз, в этот сэнсэй была слишком занята. Потом стреляют обычными стрелами. Японские стрелы для кюдо не заостренные, они и так пробивают все, что надо.
Дальше выходили по двое и медленно вынимали руку из одного рукава. Освободившийся рукав старательно закрепляли, чтобы он не помешал. После чего стреляли тем же способом, как и мы сейчас учимся - накладывая стрелу, закрепляя на тетиве, потом поднимая лук над головой и натягивая очень сильно, далеко за ухо. Иногда им командовали сменить лук, тогда один лук меняли на другой - у каждого было по два. Почему - я тоже не уточнила, но спрошу. Каждый выпускал по две стрелы. Потом так же медленно одевались обратно и отходили, выходила следующая пара. Девочки в однотонных костюмах уходили собирать стрелы. И во время процесса одевания подносили их обратно, но не самим лучникам, а тем, кто следил за оружием. Смотреть на все это было ужасно холодно, было примерно 5 градусов и ледяной ветер, и полуголые стрелки вызывали море сочувствия. Но, говорят, в прошлом году было хуже - шел снег. Сидеть тоже было холодно, все продолжалось примерно два часа. Но если бы мне предложили снова - пошла бы мерзнуть, настолько это было потрясающе. Мне очень трудно передать словами всю глубину моих чувств. Японцы тщательно сохраняют традиции, но часто кажется, что очень многое - для виду, для туристов. А это было настоящее. Потом все встали, вышел жрец, прочитал молитву о начале года, поздравил всех с новым годом. Были и пожелания и благодарности. Я даже разобрала, хотя речь жрецов специфическая. Фотографии тоже добавлю, но позже.
В какой-то момент показалось похожим на игру, а потом стало очень легко представить, что ровно так же все выглядело и двести, и триста лет назад. Может быть, храм был другим, но ритуал явно такой. А книга, в которой велись записи, выглядела пугающе толстой. Если там одна запись в год.... то просто страшно предположить, как они ее сохраняют...
Церемония танца с луком на сумо говорят еще хэйанская. А лук - один в один такой же. Но я не возьмусь сказать, что здесь тоже больше тысячи лет прошло. Надо спросить, столько всего теперь хочется спросить у сэнсэя. Жаль, что она была занята все время. Но теперь даже страшно подумать, что я могла просто залениться и не пойти.