Ответственная за надежду
Фильм я смотрела без перевода, могла многое неправильно понять.
Он произвел на меня очень сильное впечатление. Как и во многих японских фильмах, в нем нет экшена как такового. Но есть что-то более глубокое.
Содержание фильма про новый год, который мы смотрели на разговорном японскомВсе начинается с того, что в заснеженном Саппоро восьмидесятых годов на помойке замерзает испуганный белый щенок. Он закрывает свою мордочку лапками и бормочет, как ему холодно и страшно. Тут вдруг появляются руки, сажают этого щеночка в ящик и уносят. Когда ящик открывается - льется яркий свет, нашего героя берет на руки какая-то женщина, прижимает к себе, улыбается. Потом его забирает себе мужчина, строго смотрит в его глаза, щенок скулит, но судя по выражению его мордочки, даже этот мужчина ему бесконечно симпатичен.
Мы оказываемся внутри небольшой закусочной, где вовсю кипит жизнь. Владеет ею семья, муж и жена, совсем молодые и очень красивые. Живут они прямо там, в подсобных помещениях. Помогает им вести бизнес молоденькая девочка, которая мечтает стать певицей. На дворе – канун нового года. В закусочной сидят журналист без постоянной работы, журналистка в огромных очках, мэр, бабушка, владеющая табачной лавкой, еще несколько человек. Все выпивают, спорят, поздравляют друг друга, делятся мечтами и планами. Пытаются всучить юной помощнице денег, она всех изысканно благодарит, убегает домой. Постепенно гости расходятся. Хозяйка закрывает лавку, они с мужем уже готовятся уйти, как в кафе заходит женщина с двумя сыновьями. Очень извиняясь, она просит позволения зайти. Хозяйка, будучи доброй и отзывчивой, разумеется разрешает. Женщина заказывает одну порцию какэ-соба, такой не очень приятной на вид лапши. Хозяин, не говоря ни слова, вместо одной порции делает полторы, но молча, никому ничего не говоря. Дети предлагают матери, но она отодвигает от себя плошку. Они начинают есть, глаза у детей голодные и блестят удивительной радостью. Через каждую фразу они восклицают: «Как вкусно!» «Мама, попробуй!». Но мама лишь улыбается и отказывается. Один мальчик еще совсем маленький, но очень вежливый и симпатичный. К ним подходит собака, заискивающе глядит в глаза. Мальчик спрашивает хозяйку «Можно?», хозяйка восклицает «Таро, как ни стыдно объедать гостей!», но мальчик уже кормит собаку. Когда дети доедают, мать расплачивается горстью мелочи, они благодарят хозяйку и уходят. Стоя на пороге, та желает им счастливого Нового года, дети улыбаются и машут рукой.
Проходит год.
Все празднуют, обсуждают проспекты на будущее, дефицит туалетной бумаги и прочие вещи, потом расходятся, раздав подарки.
Когда вывеска уже была снята и лавка закрыта, туда заходит та же самая женщина. Они садятся за тот же столик. Хозяин закусочной, готовя какэ-соба, кладет двойную порцию. Мальчишка улыбается, кормит собаку. Хозяин смотрит на них, вспоминает, как их собственный сын обожал эту собаку. Потом он увидел, как Таро выбежал на проезжую часть. Он побежал за ним, и его сбила машина. Мальчик погиб. Поэтому в новогоднюю ночь мать тихонько общается со своим сыном, при зажженной свечке, рассказывая обо всем, что произошло за год. Провожая их, хозяйка желает им счастья, весело улыбается.
На третий раз хозяин с хозяйкой уже ждали их. Зная, что лапша подорожала, перед их приходом хозяйка тихонько меняет цену на более низкую. Встречают их как родных, на столике, за который они обычно садились, теперь всегда стоит табличка «зарезервировано». Мать, пока дети едят, рассказывает, что их отец погиб, и ей очень тяжело воспитывать детей в одиночестве. Младший сын говорит матери, что у него есть для нее сюрприз. И рассказывает ей, что его сочинение было признано самым лучшим. В сочинении «кем я хочу стать?» мальчик написал, что он хочет стать владельцем закусочной, где продают лапшу, всегда приносить людям добро, улыбаться и дарить радость. Когда они уходят, хозяин закусочной просит их подождать, убегает наверх, роется в вещах умершего сына, потом, запыхавшись прибегает обратно, дарит мальчишке бейсбольные принадлежности, велит ему быть хорошим мальчиком.
На следующий год они не пришли.
Журналист написал статью про них, все хотели их увидеть, сфотографировать, поймать. Но вместо них пришла какая-то богатая семейка, журналисты сфотографировали их и успокоились. Среди постоянных посетителей тоже происходят изменения. Помощница уезжает в Токио, журналист устраивается на неполный рабочий день в какую-то контору, бабушка, торгующая табаком, жалеет, что дела идут плохо.
Проходит еще несколько лет. Табличка на столике желтеет, иероглифы стираются.
В канун нового года все снова собираются в этой закусочной. Журналист ступил на скользкую дорожку, стал якудза, связался с какими-то темными структурами. Вместо лавки, где бабушка торговала табаком, простроили супермаркет, а бабушка уехала жить к родственникам. Помощница, мечтавшая стать певицей, поет в малюсеньком театре. Помощница возвращается, все встречают ее как родную, сажают за стол. Поднимаются тосты, все столы сдвинуты. И тут в дверь раздается робкий стук. Заходит женщина, а с ней два взрослых молодых человека. Они садятся за свой столик, им тут же наливают чаю. Все узнают в них тех, про кого писали в газете. Молодые люди начинают рассказывать как сложилась их жизнь. Старший пытался поступить в институт, но несколько раз провалил экзамены, ведь ему приходилось работать на фарфоровом заводе своего дяди, чтобы помогать хоть как-то содержать семью. Потом у них случилась очень некрасивая драка с двоюродным братом, и мальчикам пришлось уйти с завода. Жизнь становилась все хуже и сложнее. Младший ушел к байкерам, стал много пить и курить. И однажды старший брат вытаскивает его из очередного притона, и когда получает лишь пьяные ругательства в ответ, как следует дает брату по роже. Начинается драка. Мать уходит в комнату, зажигает свечку у алтаря с фотографией их отца и начинает читать то самое сочинение. Ее младший сын медленно осознает, что она читает, останавливается. Босиком выходит на улицу, на снег. По лицу текут слезы. Он решает продолжить образование, как потом выясняется. Встает помощница, начинает танцевать национальный танец Хоккайдо и петь звонким голосом. Все хлопают. Мальчики в это время едят лапшу. «Где же Таро?» -спрашивают они. «Там, где ему намного лучше» - отвечает хозяйка. Тут из угла доносится тихий вой, хозяйка бросается открывать ящик, там оказывается щенок, как две капли воды похожий на Таро. Хозяйка прижимает его к себе, улыбается. Хозяин берет щенка из ее рук, строго смотрит ему в глаза. В Саппоро идет снег. С Новым годом!
Он произвел на меня очень сильное впечатление. Как и во многих японских фильмах, в нем нет экшена как такового. Но есть что-то более глубокое.
Содержание фильма про новый год, который мы смотрели на разговорном японскомВсе начинается с того, что в заснеженном Саппоро восьмидесятых годов на помойке замерзает испуганный белый щенок. Он закрывает свою мордочку лапками и бормочет, как ему холодно и страшно. Тут вдруг появляются руки, сажают этого щеночка в ящик и уносят. Когда ящик открывается - льется яркий свет, нашего героя берет на руки какая-то женщина, прижимает к себе, улыбается. Потом его забирает себе мужчина, строго смотрит в его глаза, щенок скулит, но судя по выражению его мордочки, даже этот мужчина ему бесконечно симпатичен.
Мы оказываемся внутри небольшой закусочной, где вовсю кипит жизнь. Владеет ею семья, муж и жена, совсем молодые и очень красивые. Живут они прямо там, в подсобных помещениях. Помогает им вести бизнес молоденькая девочка, которая мечтает стать певицей. На дворе – канун нового года. В закусочной сидят журналист без постоянной работы, журналистка в огромных очках, мэр, бабушка, владеющая табачной лавкой, еще несколько человек. Все выпивают, спорят, поздравляют друг друга, делятся мечтами и планами. Пытаются всучить юной помощнице денег, она всех изысканно благодарит, убегает домой. Постепенно гости расходятся. Хозяйка закрывает лавку, они с мужем уже готовятся уйти, как в кафе заходит женщина с двумя сыновьями. Очень извиняясь, она просит позволения зайти. Хозяйка, будучи доброй и отзывчивой, разумеется разрешает. Женщина заказывает одну порцию какэ-соба, такой не очень приятной на вид лапши. Хозяин, не говоря ни слова, вместо одной порции делает полторы, но молча, никому ничего не говоря. Дети предлагают матери, но она отодвигает от себя плошку. Они начинают есть, глаза у детей голодные и блестят удивительной радостью. Через каждую фразу они восклицают: «Как вкусно!» «Мама, попробуй!». Но мама лишь улыбается и отказывается. Один мальчик еще совсем маленький, но очень вежливый и симпатичный. К ним подходит собака, заискивающе глядит в глаза. Мальчик спрашивает хозяйку «Можно?», хозяйка восклицает «Таро, как ни стыдно объедать гостей!», но мальчик уже кормит собаку. Когда дети доедают, мать расплачивается горстью мелочи, они благодарят хозяйку и уходят. Стоя на пороге, та желает им счастливого Нового года, дети улыбаются и машут рукой.
Проходит год.
Все празднуют, обсуждают проспекты на будущее, дефицит туалетной бумаги и прочие вещи, потом расходятся, раздав подарки.
Когда вывеска уже была снята и лавка закрыта, туда заходит та же самая женщина. Они садятся за тот же столик. Хозяин закусочной, готовя какэ-соба, кладет двойную порцию. Мальчишка улыбается, кормит собаку. Хозяин смотрит на них, вспоминает, как их собственный сын обожал эту собаку. Потом он увидел, как Таро выбежал на проезжую часть. Он побежал за ним, и его сбила машина. Мальчик погиб. Поэтому в новогоднюю ночь мать тихонько общается со своим сыном, при зажженной свечке, рассказывая обо всем, что произошло за год. Провожая их, хозяйка желает им счастья, весело улыбается.
На третий раз хозяин с хозяйкой уже ждали их. Зная, что лапша подорожала, перед их приходом хозяйка тихонько меняет цену на более низкую. Встречают их как родных, на столике, за который они обычно садились, теперь всегда стоит табличка «зарезервировано». Мать, пока дети едят, рассказывает, что их отец погиб, и ей очень тяжело воспитывать детей в одиночестве. Младший сын говорит матери, что у него есть для нее сюрприз. И рассказывает ей, что его сочинение было признано самым лучшим. В сочинении «кем я хочу стать?» мальчик написал, что он хочет стать владельцем закусочной, где продают лапшу, всегда приносить людям добро, улыбаться и дарить радость. Когда они уходят, хозяин закусочной просит их подождать, убегает наверх, роется в вещах умершего сына, потом, запыхавшись прибегает обратно, дарит мальчишке бейсбольные принадлежности, велит ему быть хорошим мальчиком.
На следующий год они не пришли.
Журналист написал статью про них, все хотели их увидеть, сфотографировать, поймать. Но вместо них пришла какая-то богатая семейка, журналисты сфотографировали их и успокоились. Среди постоянных посетителей тоже происходят изменения. Помощница уезжает в Токио, журналист устраивается на неполный рабочий день в какую-то контору, бабушка, торгующая табаком, жалеет, что дела идут плохо.
Проходит еще несколько лет. Табличка на столике желтеет, иероглифы стираются.
В канун нового года все снова собираются в этой закусочной. Журналист ступил на скользкую дорожку, стал якудза, связался с какими-то темными структурами. Вместо лавки, где бабушка торговала табаком, простроили супермаркет, а бабушка уехала жить к родственникам. Помощница, мечтавшая стать певицей, поет в малюсеньком театре. Помощница возвращается, все встречают ее как родную, сажают за стол. Поднимаются тосты, все столы сдвинуты. И тут в дверь раздается робкий стук. Заходит женщина, а с ней два взрослых молодых человека. Они садятся за свой столик, им тут же наливают чаю. Все узнают в них тех, про кого писали в газете. Молодые люди начинают рассказывать как сложилась их жизнь. Старший пытался поступить в институт, но несколько раз провалил экзамены, ведь ему приходилось работать на фарфоровом заводе своего дяди, чтобы помогать хоть как-то содержать семью. Потом у них случилась очень некрасивая драка с двоюродным братом, и мальчикам пришлось уйти с завода. Жизнь становилась все хуже и сложнее. Младший ушел к байкерам, стал много пить и курить. И однажды старший брат вытаскивает его из очередного притона, и когда получает лишь пьяные ругательства в ответ, как следует дает брату по роже. Начинается драка. Мать уходит в комнату, зажигает свечку у алтаря с фотографией их отца и начинает читать то самое сочинение. Ее младший сын медленно осознает, что она читает, останавливается. Босиком выходит на улицу, на снег. По лицу текут слезы. Он решает продолжить образование, как потом выясняется. Встает помощница, начинает танцевать национальный танец Хоккайдо и петь звонким голосом. Все хлопают. Мальчики в это время едят лапшу. «Где же Таро?» -спрашивают они. «Там, где ему намного лучше» - отвечает хозяйка. Тут из угла доносится тихий вой, хозяйка бросается открывать ящик, там оказывается щенок, как две капли воды похожий на Таро. Хозяйка прижимает его к себе, улыбается. Хозяин берет щенка из ее рук, строго смотрит ему в глаза. В Саппоро идет снег. С Новым годом!